Если еще летом 2008 года было не так заметно влияние финансового кризиса, то уже к концу года многие ощутили его на себе. В настоящее время кризис стал набирать обороты, когда уже кажется, что вот он пик и ситуация начинает выравниваться, вновь наплывает очередная волна. Кризис везде оставляет «свои следы», не оставил он без внимания и гостиничную сферу и туризм.
Цены на гостиницы в Санкт-Петербурге и прочие туристические услуги постепенно начали расти, это обусловлено в первую очередь нестабильностью курса доллара. С другой стороны, несмотря даже на то, что культурная столица России является наиболее привлекательной для туристов как ближнего, так и дальнего зарубежья, поток последних значительно сократился. Связано это с тем, что доходы населения сократились либо остались на прежнем уровне, а уровень цен неизменно растет.
Руководство компаний, занимающихся туристическим бизнесом, так же оказалось в сложной ситуации. Перед ним в настоящее время стоит ряд задач: поддержать работу своей компании на должном уровне, постараться обойтись без сокращения штата. Цены на туристические услуги имеют тенденцию расти в период так называемого сезона, в Санкт-Петербурге это белые ночи. Стоимость тура, как правило, включает в себя проезд, экскурсии по достопримечательностям, проживание в гостинице. А так как каждая составляющая сейчас испытывает рост, то и в целом стоимость туристической путевки возрастает.
Рост цен на размещение в гостиницах Санкт-Петербурга обусловлен в первую очередь тем, что возросли цены на коммунальные услуги (20%), электроэнергию (25%). Посуточная аренда квартир Санкт-Петербурга тоже стала дороже, равно с гостиницами.
Мини гостиницы оказались тоже не в лучшем положении – их наполнение составляет порядка 40 %, а ведь для поддержания номерного фонда на высшем уровне необходимо многое: мелкий ремонт, различного рода материалы (лампы, сантехника, моющие средства и т.д.), которые дорожают изо дня в день. Возросли цены и на услуги по стирке белья, не каждая гостиница имеет свою прачечную, по охране объекта, даже на рекламу, а она, как известно, является одним из основных механизмов привлечения постояльцев и экономить на ней не стоит.
Малые гостиницы Санкт-Петербурга в настоящее время стараются держаться за счет корпоративных клиентов и людей, приезжающих в командировки по долгу службы. Но и это не может сдержать рост цен на предоставляемые услуги.
В скором времени грядет сезон наплыва туристов в Санкт-Петербург, и можно будет надеяться, хоть их численность и сократилась, что гостиницы Санкт-Петербурга и туристические агентства смогут обеспечить приятное времяпрепровождение отдыхающим, а себе – возможность приостановить рост цен.